?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О восприятии музыки

К классической музыке у меня всегда было неоднозначное отношение. С одной стороны я понимал, что это высшая форма музыкального искусства, то что творилось гениями и великим музыкантами, их творчество внесло огромный вклад в развитие музыки в целом. С другой стороны эта музыка сложна для восприятия обывателя: сочетание гармонии, музыкальной формы и тщательно проработанной композиции помноженное на порой философские и очень глубокие темы, которые хотел раскрыть автор делают ее трудно понимаемой с первого раза. При прослушивании такой музыки надо напрягать свои чувства и свой мозг. Тут тебе обо всем не скажет текст. Инструментальную музыку вообще воспринимать сложнее чем песенные композиции. Нам легче слушать что-нибудь из современного (каждому на свой вкус и свой жанр). Те песни, которые прослушав один раз мы можем затем проигрывать в фоновом режиме не напрягая сознания. Мне например всегда нравилась рок музыка. Там тоже бываю сложные мелодии, но как правило если ты понимаешь текст, воспринимать звуковую дорожку намного проще. В сочетании вокала и инструментов рождаются определенные ассоциации, образы. Чтобы такие четкие образы появились после прослушивания классики надо хорошо напрячь свое воображение. В общем подводя итог всему выше сказанному могу констатировать, что мысли пойти на концерт классической музыки у меня не возникало. Я считал что еще не готов к ее пониманию.
Тут помог случай и прочтение одной очень занимательной книги. Книга эта – принадлежащее перу немецкого писателя Герберта Розендорфера произведение «Письма в Древний Китай». Кратко перескажу содержание: китайский мандарин, живущий в X веке, во времена династии Сунн в эпоху расцвета Китайского государства попадает в современную Германию. В нашем мире ему не правиться практически ничего: Его раздражает быстрый темп жизни и бесконечная погоня людей за материальными благами. Ему не нравиться современное общество потребления и его взгляды на жизнь, постоянный шум и грязь современного города. Все достижения цивилизации и научного прогресса он воспринимает лишь как то, что люди создают в своем бесконечном бегстве от самих себя. По его мнению в мире был утрачен смысл порядка – то есть осознание своего места в общей гармонии настоящего. Единственным что его действительно привлекло в нашем мире, где он нашел гармонию и смысл была классическая музыка. Он смог понять и воспринять музыку от которой его отделяет много веков.

Так, как эта книга после прочтения произвела на меня определенное впечатление, а тут как раз подвернулся случай и у знакомого оказался лишний билет на концерт в филармонии, мне захотелось сходить туда и понять, что же так привлекло в этой музыке мандарина из Древнего Китая. Концерт был органный – играли музыку немецких композиторов – Баха, Бёма, Пахельбеля. Раньше я такую музыку пробовал слушать только в домашних условиях. Пытался понять ее смысл и ритм, но у меня не особо получалось. Вживую сначала испытывал похожие чувства. Пытался вникнуть в перемену мелодий и тона, звучание инструмента и форму композиции. Особых успехов не было. Мне казалось что по своей конструкции эта музыка похожа на современную архитектуру. Тут форма столь сложна, что кажется понять ее может только сам архитектор. Поняв это решил воспринимать все проще (как архитектуру Гауди) – на уровне эмоциональных ощущений получаемых от прослушивания. Как только я пришел к этой мысли и просто откинулся на заднее сидение, закрыл глаза и стал просто слушать, так сказать напрямую открыл сознание и душу для восприятия. После этого я стал что-то понимать. Сознание само строило визуальные образы этой музыки. Настроение мое менялось в зависимости от изменения темпа и тональности. Я испытывал чувство удовлетворения, когда тот или иной отрывок из произведений приходил к своему логическому концу. Перед сознанием выстраивалось полотно на котором как на море ровные и спокойный волны сменялись настоящими бурями и штормами. Один мотив сменялся другим при всех своих различиях создавая целостную картину восприятия. Смена тональности здесь играла ключевую роль. Музыка влияла на меня чисто на эмоциональном уровне. Когда играли последнюю часть концерта – полифоническую мелодию, можно было уже ощутить мурашки на теле. Сила мелодии стала осязаемой. После того как органист сыграл последние ноты, слушатели испытали чувство эйфории и эмоционального подъема. Несколько минут после этого в зале установилась абсолютная тишина и затем гул аплодисментов. Я видел по лицам людей, что многие испытали чувства похожие на мои. Я смог отчасти понять, что же так поразило мандарина Гао-Дая. За сложностью конструкции классической музыки скрывается огромная энергия и сила воздействия на человека. Достаточно просто открыть сердце для восприятия. Возможно я лишь чуть-чуть приблизился к пониманию этой музыки и возможно также, что к этому приходят путем регулярного посещения подобных концертов и вникания в историю и музыкальную теорию. Могу лишь сказать, что оказывает сильное воздействие в живом исполнении.

кстати нашел просьбу о помощи. почитал и вроде не разводка, так что даю ссылку может кто чем помочь сможет или хотя бы информацию распространить. можете сами посмотреть.  кстати как медик могу сказать что синдром такой действительно существует и он очень редкий. 

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
cheslavkon
Mar. 24th, 2012 06:36 pm (UTC)
Глухой вот.
flanelle_violet
Mar. 24th, 2012 06:40 pm (UTC)
Как музыканту мне интересно было прочитать ваши ощущения при восприятии классической музыки.Я тоже ловлю себя на мысли, что частенько анализирую музыкальный материал во время его звучания. И это не мешает его эмоциональному восприятию.

Интересно сравнение музыки с архитектурой, я знаю другое, архитектура, это застывшая музыка.
mr_svant
Mar. 24th, 2012 06:42 pm (UTC)
возможно что и так
otchitchina
Mar. 25th, 2012 09:57 pm (UTC)
Я согласна с Мариной. И хочу поощрить "трудные" посты о классической музыке таким вот знаком почёта

Виртуальная газета комментаторовПредлагаю статью к рассмотрению для публикации в газете сообщества "Дюже". 
fast_squirrel
Mar. 24th, 2012 07:53 pm (UTC)
хорошо написали)
viplissa
Mar. 24th, 2012 09:05 pm (UTC)
Радуюсь!Вы обратили внимание на главное условие !

всегда пытаюсь объяснить людям,что не получится понять,а тем более полюбить классическую музыку,воткнув пару раз в уши наушники или даже поставив дома хорошую запись.Это потом,когда ты уже живёшь внутри музыки,запись затронет и воспроизведёт ранее полученное впечатление.

Вот в чём,возможно,проблема малого интереса к этому жанру:нет качественного ,живого исполнения *на местах*.Собственно,это беда и многих театров.Люди вынуждены потреблять то,что предлагают имеющиеся в наличие творческие силы.А они редко гениальны.И первое впечатление не приносит должного результата.

Кстати,Рихтер поэтому ездил по провинции и играл там.

Нужно бывать в лучших музеях мира,нужно ходить на лучших исполнителей.И лучше-с детства.
yana_anders
Mar. 25th, 2012 03:33 am (UTC)
Классическую музыку слушаю, но не часто. Для неё нужно особое настроение. Особенно хорошо почему-то слушается, когда я еду одна в машине.
abra_akbar
Mar. 25th, 2012 05:17 am (UTC)
У меня в школе классе в 5-6 учитель музыки был крутой - научил как правильно слушать классическую музыку. подробностей методы не помню, но закрыв глаза зачастую вполне себе визуализирую музыкальное произведение. "Болеро" Равеля так вообще круто визуализируется.
rider3099
Mar. 25th, 2012 06:25 am (UTC)
А я полюбила... нет, начала воспринимать классическую музыку, благодаря прочитанной в детстве книге “Бульвар под ливнем” (другое название “Музыканты”) В.Крапивина. Потрясающая повесть о молодых музыкантах.
Вы очень интересно написали, спасибо!
bukin_k
Mar. 25th, 2012 07:01 am (UTC)
ни как не могу приучить себя к класике, начинаю слушать но через 10 мин уже скучно становиться((((
deimos932
Mar. 25th, 2012 07:50 am (UTC)
Мне потоптались на ушах.
blackie
Mar. 25th, 2012 09:56 am (UTC)
Теоретически все ясно. Просто не мое, потому себя и не заставляю.
zlex07
Mar. 25th, 2012 10:14 am (UTC)
Кстати, очень часто отрывки из классики вставляют в свои музыкальные творения рок- и поп-ремесленники.
4b
Mar. 25th, 2012 10:16 am (UTC)
интересные понятия о восприятии музыки!
muzika_dogdia
Mar. 25th, 2012 11:24 am (UTC)
Органную музыку невозможно не воспринять:или наслажлаться, или бежать от нее подальше)
parus28
Mar. 25th, 2012 11:41 am (UTC)
Я невсегда могу слушать классику, тут ловлю настроение или нужда в подпитке гонит к ней.
eliseeva_e
Mar. 26th, 2012 01:46 pm (UTC)
я бы не отказалась от блокнотика, записывала бы туда свои мысли, они у меня хоть и не блистают глубиной, но память бы осталась
eliseeva_e
Mar. 26th, 2012 01:47 pm (UTC)
сорри, не в тот пост написала
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

медецина
mr_svant
mr_svant

Latest Month

July 2012
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    



Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars