?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Близиться годовщина самой известной морской катастрофы в истории человечества. Имя корабля который сто лет назад вышел из порта Квинстаун в Ирландии в свое последнее плавание стало нарицательным. Это катастрофа стала одной из самых популярных тем в массовой культуре, было написано огромное количество книг, снято множество фильмов. История крушения корабля "Титаник" оставила огромный след в мировой культуре.

Сейчас, спустя сто лет (по моему достаточный срок) мы можем трезво оценить и проанализировать значение "Титаника" и его трагического конца для современного мира. Для этого достаточно вспомнить некоторые факты из его истории. Сейчас много информации о "Титанике" стало доступно, неутомимые исследователи продолжают искать новые факты и свидетельства.

К такому событию как столетие со дня гибели "величайшего" корабля в истории я бы хотел приурочить серию постов. Я не буду пытаться раскрыть тайны гибели и короткой жизни корабля "Титаник", но постараюсь привести подробную информацию и собрать различные источники, чтобы вы могли составить себе некую картину. "Титаник" будоражит воображение людей уже долгое время, но многие из них не знают отдельных фактов или даже целых эпизодов из истории этого корабля. Постараюсь разделив на несколько тематических поста привести то, что я сам отчасти узнал только недавно. Начав работу над этим постом изучил и прочитал много информации о "Титанике". Кстати вы некогда не задумывались чем же так будоражит мир "Титаник". Фактом своего трагического и отчасти загадочного крушения? Великой инженерной задумкой и ее не имеющим аналогов для того времени воплощением? А может нас все таки интересует именно судьбы людей? Постараюсь включить в свой пост всего понемногу и тогда возможно удастся ответить на эти вопросы.

Как известно история такого смелого и большого для своего времени проекта, как "Титаник" начинается задолго до его первого плавания. До этого момента была проделана основная работа по конструированию и строительству корабля. Так что в первом посте напишу именно об этой "предыстории" корабля, а именно как удалось воплотить столь смелый проект в жизнь.



История "Титаника" начинается теплым, летним вечером 1907 года, когда шикарный атомобиль остановился у особняка "Белгравия", который был также известен под названием "Даунширский Дом". Шофер открыл дверь для мистера и миссис Исмей, которые приехали сюда на обед к лору Джеймсу Пиррие. Хрзяин дома был деловым партнером мистера Исмея, а также председателем судостроительной компании "Харланд энд Вольф". Сам мистер Брюс Исмей являлся директором-распорядителем одной из крупнейших компаний - операторов трансатлантических и круизных маршрутов океанских лайнеров - White Star Line. Брюс Исмей был серьезно обеспокоен. Дело в том, что к нему недавно пришли точные технические характеристики новых кораблей компании конкурента White Star - компании "Кунард". Одним из таких новых кораблей стала "Лузитания", огромное пассажирское судно, которое должно было побить существующие рекорды скорости уже в ее первом рейсе через Атлантику. Скорость судна составляла более чем 26 узлов, почти столько же как у недавно завоевавшего "Голубую ленту Атлантики", другого корабля Кунарда - "Мавритании". Оба этих судна в длину превышали 230 метров, и имели грузоподъемность более 40 тыс тонн. По уровню роскоши "Лузитания" превосходила все корабли в Северной Атлантике.

У White Star Line небыло никаких шансов на конкуренцию с таким кораблем. Все это очень беспокоило Брюса Исмея, и высказал свои опасения лорду Пирии. Тот некоторое время подумал и затем предложил отличный план -  построить на его верфи три корабля похожей конструкции, которые стали бы самыми большими (на 30 метров длиннее "Лузитании"  самыми роскошными и комфортабельными в мире. Скорость отошла на второй план, но тем не менее должна была быть достаточной для пересечения Атлантики за неделю. Их имена должны были отражать все эти качества и потому было решено назвать их: "Олимпик", "Титаник" и Британик". Самым крупным должен был стать "Титаник" с грузоподъемностью в 46 тонн, длиной 270 метров.  Как раз недавно, всего четыре года назад на верфи "Харланд энд Вольф" в Белфасте был построен новый глубокий док, способный принимать огромные суда. Исмей и Пиррие быстро перешли от идеи к чертежной доске. Весь штат сотрудников компании лорда Пиррие трудился над созданием реального проекта в то время, как на верфи "Харланд энд Вольф" началось преобразование трех строительных площадок в две. На них должен был быть сооружен 66 метровый (220-футовый) по высоте портал (металлическая несущая конструкция), самый крупный в мире.



Джеймс Пирии



Брюс Исмей

Основными критериями при проектировании ходовой части кораблей были надежность, экономичность и достаточно плавный ход. "Титаник" был оснащен многоступенчатой паровой турбиной, которая вращала центральный (рулевой) винт и двумя четырехцилиндровыми поршневыми двигателями, которые передавали движение боковым винтам. Номинальная мощность этой энергетической установки составляла 50000 л. с., но могла быть развита и мощность 55000 л. с. При полном ходе "Титаник" мог идти со скоростью 24-25 узлов. Первоначально проект предусматривал три трубы, выводящие пар из котлов, но затем чтобы придать большую внушительность кораблю в профиль была добавлена четвертая труба - для вентиляции кухни и других помещений.





схема двигателей "Титаника"



На "Харланд энд Вольф" как я уже писал началась напряженная работа над созданием и доработкой новых лайнеров. Команда лучших проектировщиков компании по частям, на огромных листах бумаги чертили проект судна. Затем на основании этих рисунков были созданы деревянные шаблоны На фотографии выше показаны два чертежных офиса, где были подготовлены планы "Титаника", "Олимпика" и "Британика". В компании старались создать максимально комфортные условия для работы, например в этих помещениях высокие потолки и большие окна, чтобы обеспечить поступления естественного света.



Первоначальный макет в пропорции для "Титаника" и его "брата" "Олимпика".



Группу конструкторов и инженеров-проектировщиков возглавлял талантливый молодой инженер  Томас Эндрюс. Его дядя лорд Пирии возглавлял «Харланд энд Вольф», но продвижение по карьерной лестницы компании Томас совершил сам. Первые три месяца он работал в столярном отделе, затем месяц мебелировщиком, а после на два месяца перешёл работать на корабли. Последние восемнадцать месяцев его пятилетней работы в качестве подмастерья Томас провёл в конструкторском отделе. В 1901 году, после 12 лет обучения, он стал менеджером строительных работ в компании, и в том же году был принят в Совет морских архитекторов. В 1907 году Томас стал исполнительным директором «Харланд энд Вольф».

Именно Эндрюс стал главным конструктором "Титаника" и возглавил так называемую "гарантийную группу" набранную из лучших сотрудников компании в разных сферах деятельности, которые лучше всех знали корабль и должны были обеспечить работу всех систем во время первого плавания. Лучшие из лучших, принадлежавшие к разным слоям населения но объединенные общей целью - обеспечения нормальной работы всех механизмов и составляющих частей корабля. Все члены гарантийной группы включая самого Эндрюса погибли во время крушения "Титаника". По свидетельству очевидцев Эндрюс проявлял героизм во время крушения, помогал пассажирам усаживаться в шлюпки, бросал в воду шезлонги с прогулочной палубы, чтобы пассажиры, оказавшиеся в воде, могли использовать их в качестве спасательных плотов, сам при этом даже не пытался спастись.





Возвращаясь к конструкторским особенностям "Титаника" стоит сказать, что его корпус был разделен на 16 отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми перегородками. Водонепроницаемые двери, разделяющие отсеки, могли быть активизированы вручную, либо системой, следящей за повышением уровня воды на палубе, или электромагнитом, которым можно было управлять с ходового мостика. Как только на ходовом мостике щелкали рубильником, электромагниты отключались и двери автоматически "падали", перекрывая таким образом проходы между отсеками. Даже если бы в два соседних отсека или четыре находящихся в разных частях корабля оказались заполнены водой корабль сохранял плавучесть.

У Титаника было восемь стальных палуб, из которых только четыре были в длину всего корабля. Располагались они друг над другом и обозначались буквами: A, B, C, D, E, F, G.
Интерьер корабля отличался роскошью и вниманием к деталям невиданным ранее в судостроении. Звание "Плавучий дворец" Титаник получил по праву. По замыслу проектировщиков первый класс, например, должен был иметь огромный салон отдыха, курительную комнату, большой приемный зал, два пальмовых корта (веранды), и читальню. Обеденный салон должен был по высоте занимать три палубы и завершаться стеклянным куполом.





Пассажир первого класса могли пользоваться большим гимнастическим залом, комнатами для игры в сквош, плавательным бассейном (новинка для того времени, единственными кораблем на котором он появился стал брат-близнец "Титаника" - "Олимпик") с подогретой морской водой. Закончив спортивные упражнения пассажиры могли расслабиться в турецкой бане, где можно было пройти полный курс спа процедур. Желающие могли даже подстричься, ведь на Титанике работала парикмахерская. На борту корабля была даже фотолаборатория, где фотографы любители из числа пассажиров могли проявить свои снимки. Скучающие днем пассажиры могли пройти в библиотеку с большим выбором современной и классической литературы. Любой желающий мог послать сообщение своим друзьям, родственникам или деловым партнерам по беспроводному телеграфу.



гимнастический зал



Бассейн



читальный зал



читальный зал на брате-близнеце "Титаника" - "Олимпике"

В конце концов можно было просто отдохнуть в своей каюте. Еще бы, ведь каюта первого класса была ничем не хуже номера в самом дорогом отеле того времени. Кованные кровати, умывальники с горячей и холодной водой, изящный декор в стиле Людовика XIV, Тюдоров или королевы Анны - все зависело только от вкусов владельца каюты. Вместо иллюминаторов в каюте были большие окна, а вместо паровых радиаторов были установлены камины. Самые люксовые и эксклюзивные каюты стоили до 4 тысяч $. Это можно примерно сравнить с 50 тысячами по современному курсу. Такие апартаменты имели собственную прогулочную палубу. Каждое такое помещение включало две спальни, гостиную, ванную и прихожую.

Чуть меньшей но не слишком роскошью и вкусом отличались каюты второго класса. В принципе по уровню комфорта и роскоши их можно было сравнить с первым классом любого другого корабля в Северной Атлантике. Пассажиры этого класса также могли пользоваться курительной комнатой, обеденным залом и библиотекой на верхней палубе. Для пассажиров второго класса на их палубе находился электрический лифт, который спускался до прогулочной палубы (для первого класса их было три). Также был спроектирован лифт от одной из нижних, F палубы, до верхней шлюпочной. Лифты тоже были в новинку на кораблях.
Даже пассажиры третьего класса чувствовали себя достаточно комфортно . Чистые, достаточно просторные каюты и качественное питание отличали третий класс. Ютиться в каютах особо не приходилось и они были рассчитаны в зависимости от количества людей (для отдельных семей выделяли целую каюту).

Интерьер кают "Титаника"









Спальня в каюте первого класса. Фотография сделана одним из пассажиров, отцом Брауном



Особой роскошью и шиком отличались курительная комната и обеденный зал "Титаника". Стены в курительной комнате были обшиты породами красного дерева, кресла имели кожаную обивку и стояли на полу из мраморной плитки. Интерьер этого места подчеркивал его статус как оплота мужественности и богатства. Казалось что в этом зале могут смотреть на часы только с золотыми цепочки, в воздухе должен витать дым только дорогих сигар, а звучать должны были только голоса железнодорожных магнатов, владельцев международных издательств и биржевых миллионеров.

Обеденный зал "Титаника" был очень просторным и вмещал до 550 человек. Оформление его отличал особый стиль.Его стены были отделаны под светлый орех, большие оконные ниши задёрнуты шёлковыми шторами. Он был окружен балюстрадой в стиле Людовика XIV, столы были накрыты скатертями из безупречно белого льна, сервированы серебром и приставлены к ним были дубовые кресла обитые зеленой кожей. По соседству располагалось "Кафе Паризьён", напоминавшее залитую солнцем веранду, увитую вьющимися растениями, с плетёными стульями возле небольших столиков. На палубе D поражал воображение огромный ресторан первого класса с белыми стенами, лепным потолком и нишами. В него попадали через просторный холл, стены которого также были отделаны белыми панелями с резьбой в стиле времён английского короля Якова I, а на полу лежал огромный и очень красивый цветной ковёр. Двумя палубами ниже, на палубе F, в центре судна располагался ресторан третьего класса, а перед ним, по правому борту, находились, вызывая изумление, бассейн, размерами 10х5 метров, и комплекс турецких бань с помещениями для отдыха, отделанными позолотой.



Обеденный зал



Ресторан первого класса
Конечно же, наверное самым ярким образцом подхода создателей к интерьеру "Титаника" является его парадная лестница. В верхней части лестницы в стену, отделанную ореховым деревом были встроены большие часы с бронзовыми фигурами Чести и Славы, венчающими Время.
Под всем этим великолепием в самом низу, в котельных помещениях судна было установлено 29 паровых котлов - каждый весом в 100 тонн, которые разогревались жаром 159 топок. Угольные печи разогревали воду в котлах, чтобы получить пар. Затем пар подавался на поршневые двигатели. Как только пар попадал в один из четырех цилиндров двигателя, вырабатывалось необходимое усилие для вращения одного из гребных винтов.
Кстати с самого начала во время проектирования на "Титанике" была предусмотрена самая совершенная для того времени противопожарная система.

И последнее о чем наверное стоит упомянуть рассказывая об этапе проектирования "Титаника" - это количество шлюпок. Он был оснащен шестнадцатью спасательными шлюпками, длиной около 10 метров, которые были рассчитаны на 76 человек. Несложно посчитать что тут сразу же закрадывалось несоответствие количества мест в имеющихся шлюпках количеству пассажиров и членов экипажа. Для спасения всех пассажиров с "Титаника" потребовалось бы минимум 48 шлюпок. На самом деле, общая вместимость шлюпок "Титаника" была достаточна для размещения в них 1178 человек. Пожалуй это была самая страшная недоработка в проекте судна. Уменьшение количество шлюпок как известно было сделано в угоду увелечение места на прогулочной палубе. Самое интересное что "Титаник" был снабжен спасательными средствами абсолютно не нарушая действовавшие в те годы нормы обеспечения безопасности. Количество шлюпок на корабле определялось не по количеству пассажиров, а по тоннажу судна. "Титаник" по этим требованиям должен был иметь объем спасательных средств равный 274 кубическим метрам, что было достаточно для размещения 962 человек.
Вот пожалуй и все что можно рассказать о конструктивных особенностях "Титаника" и его проектировании. В продолжении поста постараюсь написать подробную историю его строительства и выхода в первое плавание.
Спасибо, что все это прочли) Надеюсь вам понравилось и вы смогли узнать что-то новое для себя.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
l3lu
Apr. 13th, 2012 02:58 pm (UTC)
А "Олимпик" сколько лет еще плавал после гибели "Титаника"?
mr_svant
Apr. 13th, 2012 05:05 pm (UTC)
он плавал до 35-го года, когда вышел его срок службы и он был разобран на металл
solokha
Apr. 13th, 2012 04:23 pm (UTC)
Спасибо. Интересно.
Офф: бросается в глаза, что кровати такие коротенькие, маленькие.
Еще гимнастический зал понравился.
mr_svant
Apr. 13th, 2012 05:07 pm (UTC)
может это просто кровати в одноместном номере? хотя действительно немного удивляет что они такие короткие
abra_akbar
Apr. 14th, 2012 03:31 am (UTC)
Люди были мелковаты. :-)
e_d_i_n_o_r_o_g
Apr. 13th, 2012 06:25 pm (UTC)
Столько надежд и ...
mr_svant
Apr. 13th, 2012 07:55 pm (UTC)
да, много на этот корабль возлагали. хотя возможно если бы не эта катастрофа мы бы о нем сейчас и не вспомнили, ведь подобных судов много было и в более поздние времена даже еще большие по размеру
gipsylilya
Apr. 13th, 2012 07:49 pm (UTC)
Прониклась фотками.
mr_svant
Apr. 13th, 2012 07:50 pm (UTC)
атмосферно
3000top
Apr. 13th, 2012 09:03 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
4b
Apr. 13th, 2012 09:06 pm (UTC)
примерно эту историю гоняют по телеку))
часто и по разным каналам, в честь столетия
mr_svant
Apr. 13th, 2012 10:09 pm (UTC)
видел подобные передачи. тут постарался скомпилировать факты и составить свою картину, передать своими словами. к тому же когда по телеку смотришь интересные подробности часто упускаешь, больше визуальное восприятие идет
una_ragazza_o
Apr. 14th, 2012 12:07 am (UTC)
Ага, везде этот Титаник :)
deimos932
Apr. 14th, 2012 05:15 am (UTC)
Не поверите -- позавчера пересматривали только)
mr_svant
Apr. 14th, 2012 08:26 am (UTC)
тоже люблю иногда посмотреть под настроение
a_sult_h
Apr. 14th, 2012 05:24 am (UTC)
фотки зачётные
mr_svant
Apr. 14th, 2012 08:27 am (UTC)
спасибо
inessa_star
Apr. 14th, 2012 10:48 am (UTC)
познавательно
blackie
Apr. 14th, 2012 02:13 pm (UTC)
Охренительный отчет. Посмакую вечером, спасибо:)
mr_svant
Apr. 14th, 2012 02:53 pm (UTC)
спасибо. если успею сегодня или завтра еще продолжение выложу
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

медецина
mr_svant
mr_svant

Latest Month

July 2012
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    



Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars